Команда AB Lawyers проанализировала популярные основания для отказа в регистрации товарных знаков и предлагает вам 5 наиболее распространённых ошибок при выборе товарного знака.
При подготовке настоящего материала командой AB Lawyers была использована практики Суда по интеллектуальным правам, а также решения Роспатента, ссылки на которые приведены ниже.
1.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАМИЛИИ
Ошибка:Большинство фамилий не уникальны, одинаковые фамилии принадлежат десяткам лиц, которые могут вести сходную экономическую деятельность. Это и стало основанием для отказа в регистрации этих товарных знаков: «Kulikov», «Шевцов.ру», «Александр Свешников», «Alexandr Volkov».
Нередко в качестве товарного знака пытаются использовать фамилию популярной личности, к которой заявитель не имеет отношения, например, «В Рубель» или «Dzhanelidze». Такой товарный знак навряд ли будет зарегистрирован, так как вводит потребителя в заблуждение.
Что делать:
предварительно проверять фамилию по любым доступным справочным ресурсам на предмет распространенности и наличия/отсутствия сведений о широкой известности лица. Можно использовать www.nalog.ru, https://rfpoisk.ru/search/?search и иные источники,
быть готовым к предоставлению убедительных доказательств о приобретенной различительной способности фамилии.
2.НАБОР СОГЛАСНЫХ БУКВ
Ошибка: Сочетание согласных букв не носит словесного характера и не может выполнять основное предназначение товарного знака – обеспечение различительной способности товаров или услуг производителей, например, «CHBTKV», «VSDC».
Что делать:
выполнять согласные буквы в оригинальной графике с использованием цветового и стилистического решения. Тогда буквы станут восприниматься в качестве уникальной изобразительной композиции и смогут претендовать на правовую охрану,
придумать аббревиатуру и расшифровать ее словами так, чтобы она не пересекалась с известными аббревиатурами из официальных справочников. Хороший пример: «КВН» – клуб веселых и находчивых.
3.УПАКОВКА – НЕ ТОВАРНЫЙ ЗНАК
Ошибка: Компании обращаются за регистрацией упаковки или формы товара не в качестве промышленного образца, а в качестве товарного знака. В таком случае добиться регистрации возможно только абсолютным лидерам рынка, как в случае с коробочкой известного десятилетиями драже «Tic-tac».
Что делать:если ваша упаковка или форма товара не столь популярны среди потребителей, то предусмотрительнее будет разместить на форме/упаковке оригинальное слово или рисунок.
4.ТОВАРНЫЙ ЗНАК = ХАРАКТЕРИСТИКА ТОВАРА
Ошибка: Словом «сок» один от другого соки не отличишь. Не нужно использовать характеристики, свойства, назначение товара, а также указание на место производства, как это было сделано в случае с «Мягкий Солод» для пива, «Московский сырник» для сырников, сыра, творога, «NAMAZKA» для паштетов.
Что делать:описательные слова или картинки следует включать в качестве второстепенных элементов знака, понимая, что они не будут охраняться. Основным элементом следует избирать слово или изображение, не указывающее на вид, свойства, назначение товаров/услуг.
5.ПРОВОКАЦИЯ
Ошибка: не любое уникальное обозначение будет положительным образом воспринято обществом, а некоторые, напротив, способны вызвать возмущение общественности, например, «ШПИЛИ-ВИЛИ», «ИНФОЦЫГАН», «АНАЛgin», а также буквы «z» и «v» – как военная символика.
Что делать:от использования «скандальных» обозначений следует полностью отказаться
PS. В ближайшее время планируется увеличение патентных пошлин на 30% за регистрацию товарного знака. Выбирайте правильные оригинальные обозначения, которые будут надежным инструментом в защите вашего бизнеса.